Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация — социальное государство. Политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правительство РФ, законодатель, исполнительные органы власти уделяют большое внимание совершенствованию системы мер социальной поддержки уязвимых категорий граждан. Однако, на практике эффективно это получается не всегда.
Как свидетельствуют обращения наших пользователей пенсионеры и инвалиды столичного региона лишены возможности получения:
СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ - содействия в предоставлении реабилитационной, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС РЕДАКЦИИ В МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
В Министерство труда и социальной защиты населения
Министру А.О. Котякову
«О социальном сопровождении».
Уважаемый Антон Олегович!
Ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» введено понятие социального сопровождения, определяя его как «содействие в предоставлении реабилитационной, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам». Указанной правовой нормой определено несколько категорий получателей данного вида социальной поддержки.
Региональные нормативно-правовые о социальной защите населения также отражают право получения социального сопровождения жителями того или иного субъекта РФ и конкретизируют целевые категории получателей этой меры социальной поддержки. Примером могут служить нормы статьи 5 и 16 Закона города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве».
Тем не менее, Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы (Далее ДТСЗН г. Москвы) отказывает жителям столицы в его получении по следующим основаниям: «… п. 1 статьи 16 Закона № 34 установлено, что социальное сопровождение осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
В то же время в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442 -ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» только дается определение социального сопровождения в статье 22 (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, иными словами - оказание гражданам содействия в предоставлении услуг сторонними организациями) и устанавливается в статье 7, что утверждение рекомендаций по социальному сопровождению относится к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Вместе с тем, с 2015 года до настоящего времени Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, являющимся уполномоченным федерального органом исполнительной власти, разработаны лишь методические рекомендаций по организации социального сопровождения семей с детьми (письмо Минтруда России от 01.03.2023 № 26-2/10/В-2718), тогда как механизм организации социального сопровождения отдельных категорий граждан, отсутствует». Редакция располагает примерами таких отказов (документов) и приводит их дословную формулировку.
Руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»№ 2124-1 от 27.12.21991 г., в порядке ст. 38, 39, 40 названного нормативно-правового акта просим Вас предоставить информацию на каждый из поставленных вопросов:
1.Является ли достоверной информация о причинах отказа жителям столицы в социальном сопровождении со стороны ДТСЗН г. Москвы, поскольку ответственность за срыв оказания этого вида социальной поддержки большому числу социально уязвимых категорий граждан (одинокие пенсионеры, инвалиды, их семьи и др.) возлагается, по своей сути, на Ваше министерство?
2.Существуют ли нормативно-правовые акты Вашего министерства, регулирующие механизм организации социального сопровождения другим категорий граждан, кроме семей с детьми? Планируется ли принятие таких документов, каковы сроки их принятия?
3.В соответствии с какими нормативно-правовыми актами в г. Москве и других регионах страны социальное сопровождение может оказываться уже сегодня? Прописаны ли на сегодня нормативно-правовыми актами на федеральном уровне механизмы данного вида социальной поддержки другим социально уязвимым категориям граждан, а не только семьям с детьми?
ДАТА ЗАПРОСА 16.04.2025 г
ДАТА ОТВЕТА 23.04.2025 г №26-4/В-315
Уважаемый Юрий Викторович!
Департаментом социальной защиты и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрены по компетенции Ваши обращения по вопросу организации социального сопровождения отдельных категорий граждан, поступившие в Минтруд России (на официальный сайт Минтруда России от 16 апреля 2025 г. № 226658., и сообщается.
Нормы, регулирующие правоотношения по социальному сопровождению граждан в Российской Федерации, закреплены в статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ).
Согласно указанным нормам при необходимости гражданам оказывается содействие в предоставлении реабилитационной, медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). При этом мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа).
В свою очередь индивидуальная программа составляется уполномоченным органом или подведомственным ему казенным учреждением в случае, если гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании по основаниям, указанным в статье 15 Федерального закона 442-ФЗ.
Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.
Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
Таким образом, социальное сопровождение не является самостоятельным видом социальной поддержки и не имеет отдельного правового регулирования.
Необходимость граждан в социальном сопровождении определяется при проведении оценки условий их жизнедеятельности, а также обстоятельств, установленных законодательством Российской Федерации, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности в рамках предоставления государственной услуги «Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании». Административные регламенты по предоставлению данной государственной услуги утверждены в каждом субъекте Российской Федерации, поскольку согласно статье 8 Федерального закона № 442-ФЗ организация социального обслуживания относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.По информации, представленной Правительством Москвы, постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве» утверждены Порядок предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве и Регламент межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан. В соответствии с указанным постановлением: услуги по социальному сопровождению предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании; мероприятия по социальному сопровождению осуществляются участниками межведомственного взаимодействия, их подведомственными организациями, поставщиками социальных услуг, организациями, предоставляющими услуги, не относящиеся к социальным услугам.
Социальное сопровождение в городе Москве помимо семей с детьми предоставляется иным категориям граждан.
Так, совершеннолетним жителям города Москвы, признанным нуждающимися в социальном обслуживании на дому, наряду с предоставлением социальных услуг, предусмотренных индивидуальными программами предоставления социальных услуг, оказываются услуги по сопровождению в медицинские учреждения, в том числе стационарные, содействие в организации предоставления услуг сторонних организаций, оказании психологической и юридической помощи и иные услуги.
Также в целях оказания помощи в социальной адаптации и интеграции совершеннолетним лицам, завершившим свое пребывание в государственных стационарных организациях социального обслуживания, при необходимости предоставляются услуги по социальному сопровождению, в виде содействия в получении юридической и психологической помощи, помощи в организации быта, досуга и занятости.
Вместе с тем, в связи с отсутствием в Вашем обращении информации о гражданах, которым было отказано в предоставлении услуг по социальному сопровождению, рассмотреть обращение в данной части не представляется возможным.
Директор Департамента социальной защиты и
социального обслуживания
Т.Н. Васько
Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»
Статья 16. Социальное сопровождение
1. Социальное сопровождение осуществляется организациями социального обслуживания временно или постоянно в целях оказания гражданам и семьям социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством.
2. Социальное сопровождение предоставляется:
1) несовершеннолетним детям, нуждающимся в социальном обслуживании (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
2) воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных организациях;
3) семьям с детьми, нуждающимся в социальном обслуживании;
4) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
5) лицам, подвергшимся насилию;
6) многодетным семьям;
7) семьям с детьми-инвалидами;
8) взрослым недееспособным инвалидам с умственной отсталостью и психическими заболеваниями, не требующими лечения в специализированных медицинских организациях, а также лицам с ограниченной дееспособностью.
3. Предоставление социального сопровождения осуществляется путем проведения постоянного социального надзора, регулярного посещения, оказания необходимой социальной поддержки во взаимодействии с работниками медицинских организаций, образовательных организаций, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.
4. Гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с порядком, определяемым Правительством Москвы. Указанные мероприятия отражаются в индивидуальной программе.